ЕГЭ и ОГЭ
Хочу знать
Главная > Математика > Лекции по алгебре
<< Предыдущий параграф
Следующий параграф >>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Макеты страниц

2. Действия над классами.

Пусть . Представим себе, что числа, сравнимые с нулем, мы записываем черными цифрами, сравнимые с единицей — красными, сравнимые с 2 — желтыми, сравнимые с 3 — фиолетовыми, сравнимые с 4 — зелеными и сравнимые с 5 — синими. Тогда предложения 3 и 4 можно переформулировать так: цвет суммы двух чисел зависит только от цветов слагаемых, но не от того, как выбраны эти слагаемые внутри своих классов. То же относится к разности и к произведению. Например, складывая «желтое» число с «синим», мы всегда получим «красное». Умножая «синее» на «фиолетовое», мы всегда получим «фиолетовое», и т. д. Сокращенно это можно записать: и т. д. Для шести символов: мы можем записать «суммы», «разности» и «произведения», руководствуясь сложением, вычитанием и умножением чисел (все равно каких), взятых из соответствующих классов.

То же самое имеет место при любом . Для того чтобы указать класс, к которому принадлежит сумма, разность или произведение двух чисел, нам достаточно знать классы, к которым эти числа принадлежат, а как они выбраны внутри классов — на результате не сказывается. Это обстоятельство делает естественными следующие определения.

Суммой двух классов по модулю m называется класс по модулю , к которому принадлежит сумма каких-либо чисел из слагаемых классов.

Произведением двух классов по модулю называется класс модулю , к которому принадлежит произведение каких-либо чисел из перемножаемых классов.

В силу предложений 3, 4 эти определения корректны — какие бы числа из двух данных классов мы ни выбрали, их сумма и их произведение будут принадлежать вполне определенным классам, не зависящим от выбора чисел внутри данных классов.

Пример. Приведем «таблицы умножения» для классов по модулю 7 и 8.

Таблица 1

Таблица 2

Символы в табл. 1 обозначают классы по модулю 7, которым принадлежат числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Значение символов в табл. 2 — аналогично. Такими обозначениями мы будем пользоваться и впредь — символ а будет обозначать класс по модулю (который предполагается заданным), содержащий число а.

Рассмотрение классов по модулю как объектов, над которыми совершаются действия, часто вызывает у начинающих некоторое затруднение. Иногда оно вызывается тем, что класс это не число, а бесконечное множество чисел, и сама мысль о том, что действие над классами суть действия сразу над бесконечными множествами чисел, кажется противоестественной. Для преодоления этого психологического барьера следует мыслить вместо класса одно из чисел этого класса, но безразлично какое, как бы отказываясь различать их одно от другого, как бы «склеивая» их в один объект. Собственно говоря, это обычный и привычный в обыденной жизни путь формирования абстрактного понятия. Говоря слово «яблоко», мы отвлекаемся от особенностей конкретных представителей этого класса предметов и подразумеваем некоторое яблоко, все равно какое. Нам привычно, говоря «яблоко», не вызывать в воображении множество всех имеющихся на земле в данный момент яблок. Так же надо относиться к понятию «класс по модулю .

Отметим некоторые очевидные свойства действий над классами по модулю.

1. (ассоциативность сложения).

Действительно, есть класс, содержащий есть класс, содержащий . Но , откуда и следует требуемое.

2. , (коммутативность сложения).

3. Класс играет роль нуля при сложении: при любом а.

4. Класс играет роль класса, противоположного классу а, именно,

5. (дистрибутивность).

6. (ассоциативность умножения).

7. (коммутативность умножения).

Свойства 3 и 4 очевидны. Свойства 2, 5, 6, 7 доказываются точно так же, как свойство 1, посредством перехода от классов к любым числам из этих классов, для которых соответствующие свойства действий имеют место.

8. Класс играет роль единицы при умножении классов, именно, при любом а.

<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Оглавление