ЕГЭ и ОГЭ
Хочу знать
Главная > Математика > Лекции по алгебре
<< Предыдущий параграф
Следующий параграф >>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Макеты страниц

§ 4. Интерполяция

1. Постановка задачи.

Слово «интерполяция» хорошо знакомо. Под этим термином понимается разумный способ вычисления функции, заданной таблицей, в точках, не вошедших в таблицу. Б этой ситуации обычно применяется линейная интерполяция, состоящая в том, что функция на промежутке между соседними табличными значениями приближенно заменяется линейной функцией, так что в- целом функция заменяется на кусочно линейную. Сходная задача возникает при обработке результатов эксперимента. Пусть экспериментально определяются значения некоторой функции в ряде точек. Требуется построить экспериментальную формулу, позволяющую вычислять значения функции в точках, для которых эксперимент не проводился.

В общем виде задачу об интерполяции можно сформулировать так. Дана таблица, в которой значениям независимой переменной сопоставлены значения функции. Требуется найти функцию с такой таблицей значений. Разумеется, такой постановке задача совершенно неопределенная, и для внесения большей определенности должен быть указан класс допустимых функций (например, класс кусочно линейных функций для линейной интерполяции).

Сейчас мы рассмотрим задачу о построении полинома наименьшей степени, принимающего данную таблицу значений.

Пусть данная таблица значений. Разумеется, числа должны быть попарно различны, ибо одинаковым значениям мы должны приписать одинаковые значения для у и нет оснований повторять одно и то же условие два или большее число раз. У нас имеется условий. Полином, имеющий коэффициентов, есть полином степени Поэтому естественно искать решение задачи в виде полинома степени

Поставленные условия означают выполнение равенств:

Мы получили систему линейных уравнений с неизвестными во, Определитель из коэффициентов этой системы есть уже знакомый определитель Вандермонда

Он отличен от нуля, ибо все попарно различны. Следовательно, задача имеет единственное решение. Оно дает интерполяционный полином, степень которого не превосходит (она может оказаться меньше если один или несколько старших коэффициентов окажутся равными нулю). Интерполяционный полином степени или меньше является интерполяционным полиномом наименьшей степени, ибо среди полиномов степени меньше он существует только один и все другие интерполяционные полиномы имеют степень и выше.

<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Оглавление